19 сентября 2011 года Челябинское УФАС России признало действия ОАО «Челябэнергосбыт», выразившиеся в длительном настаивании на включении в Соглашение об информационном обмене условий, невыгодных для ЗАО «Энергопромышленная компания», противоречащими антимонопольному законодательству.
ЗАО «Энергопромышленная компания» в соответствии с действующими Регламентами оптового рынка электроэнергии (ОРЭ) и исполнения указанных договоров обратилось в ОАО «Челябэнергосбыт» для заключения Соглашения об информационном обмене, порядке расчета и согласования значений сальдо перетоков электрической энергии по точкам поставки в сечении ОАО «Челябэнергосбыт» — ЗАО «Энергопромышленная компания».
Заключение Соглашения об информационном обмене между гарантирующим поставщиком и энергосбытовой организацией является обязательным условием получения последней доступа на рынок реализации электрической энергии.
Однако ОАО «Челябэнергосбыт» на протяжении длительного времени не согласовывало данное Соглашение об информационном обмене, настаивая на включении в него условий, не предусмотренных действующим законодательством и невыгодных для ЗАО «Энергопромышленная компания».
Согласно пункту 8 Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, смежные с заявителем субъекты оптового рынка в течение 30 дней обязаны согласовать с ним порядок информационного обмена.
В связи с неоднократными отказами ОАО «Челябэнергосбыт» ЗАО «Энергопромышленная компания» обратилось с заявлениями на действия гарантирующего поставщика в Конфликтную комиссию при Наблюдательном Совете НП «Совет рынка».
Конфликтная Комиссия установила, что из 27 замечаний ОАО «Челябэнергосбыт» к данному Соглашения лишь 2 являются обоснованными.
Однако исправленное и дополненное ЗАО «Энергопромышленная компания» с учетом решения Конфликтной комиссии соглашение вновь не было подписано ОАО «Челябэнергосбыт».
Наличие у ОАО «Челябэнергосбыт», как у смежного субъекта оптового рынка, доминирующего положения на розничном рынке предоставляет последнему дополнительные возможности оказывать решающее влияние на общие условия обращения товаров, на состав продавцов и покупателей на розничном рынке, на вход и выход с этого товарного рынка иных хозяйствующих субъектов, на объемы торговли и уровень цен.
Основным спорным условием Соглашения являлся предложенный ОАО «Челябэнергосбыт» алгоритм расчета штрафа, подлежащего уплате стороной, допустившей нарушения в работе измерительного комплекса или предоставившей недостоверные данные. При этом применение штрафных санкций за данные нарушения в соответствии с формулой расчета возможно только в отношении ЗАО «Энергопромышленная компания», что противоречит Регламенту коммерческого учета, предусматривающему взаимную ответственность сторон за нарушения условий Соглашения. Так, ЗАО «Энергопромышленная компания» при принятии данного алгоритма расчета штрафа должно заплатить за электроэнергию двойную цену (на оптовом рынке электроэнергии и в виде штрафной санкции), что является неприемлемым для компании и ее потребителей.
Несогласие ЗАО «Энергопромышленная компания» с предложенными ОАО «Челябэнергосбыт» условиями исключает возможность их включения в Соглашение.
Таким образом, необеспечение ОАО «Челябэнергосбыт» своевременного согласования Соглашения об информационном обмене путем настаивания на протяжении длительного периода времени на включении в него условий, не предусмотренных действующим законодательством и невыгодных для ЗАО «Энергопромышленная компания», является нарушением Закона о защите конкуренции.
В результате, действия ОАО «Челябэнергосбыт» привели к созданию препятствий доступу ЗАО «Энергопромышленная компания» на розничный рынок купли-продажи электрической энергии (мощности) на территории Челябинской области и невозможности энергосбытовой организации своевременно приступить к поставке электроэнергии предприятиям.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора.
Челябинское УФАС России предписало ОАО «Челябэнергосбыт» устранить выявленные нарушения антимонопольного законодательства.
13 января 2012 года Арбитражный суд Челябинской области подтвердил законность решения и предписания антимонопольного органа. 26 апреля 2012 года с данным решением согласился и Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд.