Новая модель энергорынка будет внесена в правительство до 1 сентября 2013г., сообщил на пресс-конференции в РБК заместитель министра энергетики РФ Михаил Курбатов.
«Внесем», — сказал М. Курбатов, отвечая на вопрос, успеет ли Минэнерго внести новую модель на обсуждение в правительство до этого срока.
Он отметил, что в настоящее время идет обсуждение нескольких вариантов новой модели. Планируется, что модель должна начать действовать до 1 января 2015 года, этот срок является крайним. Однако М. Курбатов не исключил, что если участникам рынка и властям удастся договориться раньше, то и ее запуск будет перенесен на более ранний срок.
Около недели назад в интервью газете КоммерсантЪ глава Минэнерго РФ Александр Новак также говорил о том, что министерство не смогло представить новую модель в правительство до 1 июля, как планировалось ранее, и внесет ее в кабмин до 1 сентября.
На вопрос Ъ «успевает ли Минэнерго внести в правительство новую модель энергорынка в срок», Новак ответил: «успеваем», добавив, что, «правда, остаются разногласия, которые, похоже, придется снимать на уровне правительства, учитывая стратегическую значимость решения и возможные последствия».
«Мы попросили продлить срок до 1 сентября, чтобы максимально сблизить позиции. Собираемся в министерстве с экспертами два раза в неделю. Не хочу загадывать, но мы уже почти в завершающей стадии», — сказал тогда министр.
Как сообщалось ранее, в качестве базовых вариантов модели рассматриваются поддерживаемая Минэнерго модель на основе двухсторонних договоров (ее подготовкой занималась рабочая группа под руководством Юрия Удальцова) и предложенная «Интер РАО» и «Газпром энергохолдингом» модель ДПМ-штрих.
«Оба обсуждаемых варианта имеют сторонников и противников среди генераторов, модель «ДПМ–штрих» поддерживается больше госкомпаниями. Потребителям модель генераторов не нравится, но и консолидированной позиции по рыночной модели у них пока нет. Компромисс между моделями — это как раз сроки и способы работы механизма гарантированных инвестиций (МГИ). Мы сейчас считаем последствия, делаем дополнительные расчеты по всем моделям», — говори Новак.
По мнению главы Минэнерго, компромисс возможно найти в том, что МГИ способно «охватывать как новое строительство, так и модернизацию». «То есть, во–первых, государство должно определить точки, где должна быть построена генерация, провести конкурс по привлечению соответствующих инвесторов. И во–вторых, если оно считает, что нужно обновить какую–то часть основных фондов, самые старые, в самом плачевном состоянии, то оно может предоставить такой МГИ для модернизации», — говорит он.
Объем модернизации зависит от того, «что мы можем себе позволить в рамках ценовых ограничений», — уточнил министр. «Потому что можно было бы все сразу обновить, но тогда цены на электроэнергию оказались бы очень высокими. Эти гарантированные инвестиции оплачивают в итоге потребители», — пояснил он.
Таким образом, гарантированные инвестиции будут двух видов по объектам инвестирования: новое строительство и замена основных фондов.
«Потому что не может быть только новое строительство, должна быть и модернизация — в критических ситуациях, когда рыночные инструменты не работают. Можно предусмотреть такие возможности», — считает А. Новак.
«МГИ может стать компромиссным», — уверен министр.
Журналист Ъ спросил Новака: «Модель генераторов «ДПМ–штрих», в частности, подразумевает и возможность выдачи классических ДПМ? То есть по одной точке с модернизационным проектом может конкурировать проект нового строительства? На что руководитель министерства ответил: «В принципе да».
А в ответ на вопрос о том, что «в механизме гарантированных инвестиций это будет в том варианте, который предлагаете Минэнерго», он сказал: «Думаю, да».
bigpowernews.ru